В осенне-зимний период 2017 года вновь тряхнуло всех автомобилистов. И это было связано вовсе не с повышением цен на бензин, которые собственно никогда не показывали обратной динамики, ни с тем, что надо было менять резину... И даже совсем не с массовой поклейкой знака "Ш" на свои авто... Дело в том, что в сентябре 2017 года был инициирован законопроект, а в декабре подписано постановление Правительства РФ, о внесении изменений в ПДД. Один из пунктов был о поведении водителей на дороге вне машины в темное время суток, за городом.
 Речь идет об обязанности надевать и носить жилет, если водитель остановился в ночное время на обочине при вынужденной остановке или попал в ДТП. Это значило лишь одно, что с новой обязанностью появится и новая возможность выписать штраф. Именно о таком штрафе мы и расскажем.

Изменение ПДД по поводу использования жилета на дороге

 Итак, нашим правительством было подписано постановление от 12 декабря 2017 г. № 1524 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации». При этом также оговорены и сроки его вступления в силу, - 90 дней с момента его официального опубликования. Опубликовано 16 декабря, значит вступило в силу 16 марта 2018 года. Согласно этому постановлению вводится следующий пункт ПДД

 2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении
на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Собственно тут и своими словами говорить что-либо излишне. Теперь при вынужденной остановке, будь то прокол колеса или поломка, а может и ДТП,  водитель должен одеть еще и светоотражающий жилет. Еще раз скажем о том, что такое вынужденная остановка, определением из "Основных положений" в ПДД

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

 Примечательно, что в пункте нет упоминанию ни о водителе, ни о пешеходе, то есть тем самым здесь как бы стирается граница, кем по сути становится водитель, после такой остановки.  Собственно это сделано намеренно, дабы не разводить демагогии по поводу определения статуса нарушителя, а значит прикрыть тем самым возможные лазейки и дыры. Кроме того, такой пункт автоматически можно перенести и на пассажира, если бы не одно "НО", о нем далее. Остается лишь возрадоваться, что при остановке скажем для отдыха или по нужде, водитель (пассажир) может спокойно отлучиться от машины и без жилета!

Штраф за отсутствие жилета в темное время суток при вынужденной остановке или ДТП

 Собственно если бы не упоминание о ДТП, то можно было бы обратиться к статье о нарушении правил остановки. Но так как в случае вынужденной остановки уже нельзя говорить об остановке по прихоти, то область применения этого пункта ПДД должна быть более обширна. То есть статья КоАП РФ должна быть более универсальна. Описывать все возможные вариации по которым нарушитель может быть привлечен к ответственности.  Поэтому обращаемся к статье 12.29 КоАП РФ, часть 1.

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Собственно из норм статья видно, что наказание для этого случая это предупреждение или минимальный штраф. Обратите внимание, что жилетка должна еще соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014, иначе это все равно что ее и нет.

Могут ли взять штраф с пассажира в случае вынужденной остановки

 Что на счет пассажира, который выйдет вместе с водителем и если он станет помогать водителю? Скажем при смене колеса. Но предположим что у пассажира нет жилетки, то это будет нарушением!? Заметьте, что введенный пункт 2.3.4 относится к главе "Обязанности водителя". Это означает, что и применяться может только в отношении водителя. В итоге получается, что на настоящий момент это опять закон с дырой, где водитель должен одевать жилетку, а пассажир, вроде, - нет!
 Однако здесь можно обратиться к пункту 4.1 ПДД "Обязанности пешехода"

 При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

...а пешеходом из определения является даже тот, кто просто вышел из машины

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу...

То есть получается, что водитель должен одевать жилетку исходя из норм "Обязанности водителя", а пешеход исходя из норм "Обязанности пешехода". Здесь можно еще поспорить на счет фразы по поводу работы, но лучше перестраховаться, дабы остаться живым и не получить штраф.

Можно ли заплатить штраф за жилет (отсутствие в темное время суток) со скидкой

 Небольшие поблажки для добросовестных водителей и пешеходов появились еще в 2016 году, когда внесли поправки в статью 32.2 КоАП РФ. Именно в ней прописано о возможности заплатить штраф со скидкой, если он уплачен в 20-дневный срок с момента вынесения постановления и статья не является «тяжкой». То есть для такого штрафа как отсутствие жилеты в темное время, это вполне подойдет, а значит такой штраф можно заплатить со скидкой.
 То есть если штраф будет выписан для водителя и пешехода, а это по сути два разных нарушения, так как это два разных лица, то каждый из них сможет оплатить штраф со скидкой.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за жилет для водителей в темное время суток»

Вопрос: Можно ли выйти из машины без жилета в ночное время при остановке?
Ответ: Можно, но для водителя, если остановка не связана с вынужденной остановкой или ДТП. Само собой лучше ставить машину в безопасное место.

Вопрос: Можно ли пассажиру выходить из машины за городом без жилетки?
Ответ: Получается что нет, ведь он автоматически выйдя становится пешеходом и значит должен перемещаться в жилете! 

Вопрос: Могут ли взять штраф, за замену колеса на дороге, в ночное время, без жилета?
Ответ: Да, с марта 2018 года могут.

Видео по теме

Комментарии  

#22 Владимиру 30.09.2018 09:39
На этот счет нет никаких поблажек, если это за городом, то все равно надо находится одетым в жилет
#21 Владимир 30.09.2018 09:33
А как на счет освещенных участков дороги и прилегающих территорий ? Заправочные станции как правило очень добротно освещены , но на въезде , выезде при вынужденной остановке берут штраф .
#20 Вячеславу 05.04.2018 18:38
Вот это действительно прикольный вопрос. Ведь пешеходом по определению, если вы смотрели статью, становится тот кто не за рулем. А если ты не за рулем и на дороге вне города, в ночное время, то на тебе должен быть жилет! Это уже нарушение не требований к водителю, а к пешеходу! Если жилета нет, то по закону штраф. Так что лучше не выходите!
#19 Вячеслав 05.04.2018 18:12
Может ли сотрудник ДПС при остановке ТС для для проверки документов попросить выйти из машины и если ты выходишь без этой тряпки то тебя сразу же штрафуют на 500 р автоматом ведь это не вынужденная остановка?
#18 Сайу 03.04.2018 15:56
Снимать все на камеру и оспаривать вначале в ГИБДД, а потом в суде. Приложив липовое постановление о том, что было зафиксировано нарушение.
#17 Сай 03.04.2018 12:27
в нашем городе сотрудники ГИБДД останавливают и проверяют наличие жилета в автомобиле, при отсутствии жилета, штрафуют на 1000 руб. обосновано ли действие сотрудников ГИБДД, как можно на месте доказать свою невиновность, как поступить
#16 Say 02.04.2018 13:39
Спросить за жилет могут только в темное время суток, вне города, при вынужденной остановке. Спрашивать просто так жилет не имеют права, этого нет в обязанность водителя предъявлять подобное для осмотра.
#15 Say-RUS 02.04.2018 13:36
Могут ли оштрафовать за отсутствие жилета в светлое время суток? Остановили нас для развода на сплошную, не получилось, попроси л предъявить жилет, но и он у нас был. Вопрос, оштрафовали бы нас если бы жилета не было и может ли гаишник требовать предъявить его наличие?
#14 Анедрею 28.03.2018 10:04
Да, именно так! В чем был прикол отдельно прописывать еще обязанность в главе для водителей, когда водитель становится пешеходом, а ему и так положено иметь жилет!?
#13 Андрей 28.03.2018 09:52
Выйдя из автомобиля - водитель автоматически становится переходом! Вывод: вне населенного пункта в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости - ШТРАФФФФ!!! Т.К. последнее время ГИБДД старается применить максимальное наказание.
#12 Сергею 25.03.2018 18:40
Вы видимо в параллельной реальности живете, 500 рублей минимальный штраф по ПДД уже лет 5
#11 Сережка 25.03.2018 17:46
Я согласен с тем что в темное время суток на дороге нужен жилет!!!! Для своей же безопасности!! Но 500р. За отсутсвие это же слишком!!!
#10 Евгений 25.03.2018 04:00
Идиотизм!
у медведюшки совсем голову обнесло!
сколько денег на продаже и на штрафах он соберёт под этим предлогом?
А СЛАБО БЕСПЛАТНО РАЗДАВАТЬ? А!?
ЕСЛИ ТЫ БОЛЕЕШЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ?
уроды у нас во власти!!!
#9 Серегю 21.03.2018 15:54
Это не вынужденная остановка. Можно выйти показать документы без жилета))
#8 сергей 21.03.2018 15:23
А если меня останавливают сотрудники ДПС на посту?
#7 Гр. Я 19.03.2018 06:23
Конечно не нужен, только за городом!
#6 Я 19.03.2018 05:28
вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости - Не кто не обратил внимания в городе получается жилет не нужен?
#5 Руслану 18.03.2018 07:28
Нет, предъявлять подобное у водителя в обязанностях нет!
#4 РУСЛАН 18.03.2018 05:30
СОТРУДНИКИ ГИБДД МОГУТ ПРОВЕРИТЬ СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЖЕЛЕТЫ ПРИ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ?
#3 валентин 15.03.2018 05:16
Штраф:
1 За нахождение ночью без жилета при остановке
2 За отсутствие жилета в авто
3 А в деревне на дороге глаз коли нет фонарей можно и без жилета
Не понятно многое.
И как нам быть?
#2 Сергею 18.01.2018 16:53
Нет, остановить и оштрафовать за жилет не могут. Только при вынужденной остановке с вашей стороны, да и то с марта 2018 года
#1 Сергей 18.01.2018 12:41
Скажите пож-та,а имеют ли право инспекторы именно остановить ТС для проверки ,и в случае отсутствия жилета оштрафовать водителя? ведь случаи описанные в стать 2.3.4. ("вынужденная остановка или дтп") не наступили.Следовательно на дороге в темное время меня без жилета не ловили-а за что тогда штрафовать???